Его текст размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения (ID 02/04/01-20/00099059).
В новый КоАП законопроектом предлагается включить три раздела: "Общая часть", "Особенная часть" и "Субъекты административной юрисдикции". Нормы же, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, предлагается выделить отдельно, объединив их в Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом планируется сохранить подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством. Текст проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/01-20/00099061).
Как поясняют разработчики, необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях обусловлена, в частности, неэффективностью норм действующего КоАП РФ, которую наглядно подтверждает статистика внесенных в него изменений: за 17 лет - свыше 4 800 изменений.
Подготовленные Минюстом России законопроекты достаточно объемные, нововведений много. В рамках данной новости отметим лишь некоторые из них. В частности, планируется:
- отнести к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях установление административной ответственности не только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными НПА Российской Федерации, но и законами субъектов РФ, принятыми по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов;
- нормативно закрепить понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные;
- выделить в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершивших АП в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от соблюдения ими требований законодательства о государственной регистрации в качестве ИП;
- установить в качестве общего правила назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми и при отсутствии отягчающих обстоятельств;
- закрепить правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев;
- исключить верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Их размеры предлагается сохранить только для законов субъектов РФ об административных правонарушениях (за исключением законов городов федерального значения);
- сократить максимальный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо нынешних 200 часов;
- увеличить до одного года общий срок давности привлечения к административной ответственности;
- пересмотреть размеры штрафов за правонарушения в области дорожного движения; закрепить штраф за опасное вождение (в размере 5 тыс. руб.); ввести административную ответственность за систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством и т.д.
- сохранить механизм уплаты наложенного административного штрафа со скидкой 50% для правонарушений в области дорожного движения (за некоторыми исключениями), а также распространить его на случаи уплаты штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности.
Планируется, что новые КоАП и Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях (за исключением отдельных положений) будут введены в действие с 1 января 2021 года. Органам государственной власти субъектов РФ нужно будет до 1 января 2022 года привести принятые ими НПА об административных правонарушениях в соответствие с новым КоАП, а до тех пор такие НПА будут действовать в части, не противоречащей новому КоАП.
Также предполагается включить во Вводный закон действующие правила о внесении изменений в новые КоАП и Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях только самостоятельными законами (за исключением случаев, когда изменения в них вносятся одновременно) и только при наличии к соответствующим законопроектам официального отзыва Правительства РФ.