Привлечение к административной ответственности 14-летних, административные запреты для бизнесменов и разного рода дебоширов, а также участников митингов и демонстраций – такие нормы предлагают отразить в новом КоАП влиятельные депутаты Госдумы. Кроме того, они хотят расширить инструментарий санкций, установить градацию правонарушений и увеличить сроки давности для привлечения к ответственности. КоАП, по их мнению, судя по всему, должен быть больше похож на УК.
Примерно год назад, в феврале 2014 года, Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. За время действия кодекса было принято 350 законов, меняющих его, и теперь в тексте КоАП насчитывается порядка 2500 корректив. Депутаты откликнулись на ее слова попытками разработать новый КоАП, который не будет "лоскутным одеялом", как его нередко называют.
Первым сделал это эсер Александр Агеев, возглавлявший одну из двух рабочих групп по реформе законодательства об административных правонарушениях, существующий под эгидой Госдумы. Он обнародовал свой проект Общей части Административного кодекса в октябре 2014 года. А сегодня свой вариант Общей части нового КоАП представили глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин и его коллега по фракции Дмитрий Вяткин. Их рабочая группа трудилась над новым документом последние три месяца. В ее состав входили, как рассказал сегодня журналистам Плигин, в частности, Вячеслав Витушкин, директор Института проблем административно-правового регулирования Высшей школы экономики, глава правового управления Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский, профессор кафедры административного права и процесса Российской академии народного хозяйства и государственной службы Нелли Побежимова и другие.
Новые возрастные ограничения и сроки давности
Снижается минимальный возраст для привлечения к административной ответственности. Плигин и его коллегии предлагают "в исключительных случаях", которые пропишут в КоАП, наказывать детей, которым исполнилось 14 лет, но общее правило о 16 годах сохраняется. Также депутаты позаимствовали из действующего кодекса норму о том, что "с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о гражданине, совершившем административное правонарушение в возрасте от 14-ти до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанный гражданин может быть освобожден от административной ответственности".
Предлагается изменить и срок привлечения к административной ответственности. По общему правилу он будет составлять один год, а не два-три месяца, как сейчас. По делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства его хотят установить в два года, законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам – четыре, а по делам о противодействии терроризму и коррупции – шесть.
Заимствования из УК
Часть идей авторов, по-видимому, почерпнута из уголовного законодательства. Так, например, вводятся категории административных правонарушений в зависимости от их характера: грубые, значительные и менее значительные. К первым предлагается причислять деяния, создающие угрозу жизни, здоровью людей, национальной безопасности России, риски наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, а также влекущие за собой угрозу наступления существенных вредных последствий. Вторая категория – это деяния, причиняющее значительный вред охраняемым общественным отношениям, независимо от наступления вредных последствий. Третья – правонарушения, не причиняющие значительного вреда.
В зависимости от этих категории и будут назначаться наказания. За грубые размер штрафов для граждан предлагается установить в интервале от 10 000 руб. до 100 000 руб. (сегодня от 5000 руб. до 300 000 руб.), для индивидуальных предпринимателей – от 100 000 руб. до 400 000 руб., для должностных лиц – от 200 000 руб. до 800 000 руб., для юрлиц – от 5 млн руб. до 60 млн руб. Значительные правонарушения облегчат бюджет граждан на 5000 – 10 000 руб., ИП – на 25 000 – 100 000 руб., должностных лиц – на 50 000 – 200 000 руб., юрлиц – на сумму от одного до 5 млн руб. Менее значительные "стоят" еще дешевле: для граждан – 500 – 5000 руб., для ИП – 2000 – 25 000 руб., для должностных лиц – 5000 – 50 000 руб., для юрлиц от 10 000 руб. до 1 млн руб.
В проекте также оговаривается, что размер штрафа может быть выражен не только в рублях. Допускается его кратность сумме выручки правонарушителя, стоимости предмета административного правонарушения либо вреда от административного правонарушения.
Какими будут точные размеры штрафов за конкретные нарушения, пока неизвестно – работа над особенной частью еще ведется. Плигин рассчитывает, что на это потребуется около трех месяцев. О том, как будет вступать в силу новый документ в случае его принятия, единоросс прогнозы делать не берется, но отмечает, что идеале общая и особенная часть кодекса должны вступать в силу одновременно.
Формулы для обстоятельств, рассрочка и экстраординарные послабления
Устанавливаются в проекте и правила исчисления штрафов. Например, за грубое нарушение без смягчающих или отягчающих обстоятельств будут назначать взыскание, рассчитанное по такой формуле: разница максимальной и минимальной пределов наказания, деленная на два, суммированная с минимальной санкцией. Предлагаются такие же формулы и для исчисления наказаний при смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Кроме того, оговаривается, что штраф нарушителю можно будет назначать с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет, либо с отсрочкой выплаты единовременно на срок до одного года. Сейчас суд или должностное лицо может рассрочить уплату штрафа до трех месяцев.
Расширяется перечень смягчающих обстоятельств, которые может учесть суд или уполномоченный орган при назначении наказания. К примеру, среди них окажутся такие случаи, как совершение правонарушения одиноким родителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости. Список отягчающих обстоятельств тоже станет длиннее. К ним законопроект причисляет принуждение лицом, совершившим правонарушение, к тому же других, а также деяния, продолжительность которых превышает год. Негативно отразятся на строгости взыскания и ситуации, если из-за нарушения ущерб составил более 1 млн руб., либо нарушитель получил доход более 5 млн руб.
Разработчики проекта выполнили пожелание Конституционного суда и прописали возможность правоприменителя устанавливать для нарушителя наказание ниже низшего предела, указанного в статье, "при наличии исключительных обстоятельств". При этом оговаривается, что попавшимся на грубом правонарушении рассчитывать на такую поблажку не приходится.
Сколько, например, может "скинуть" виновнику суд, в проекте не говорится. В действующем КоАП недавно такие правила появились. В декабре 2014-го парламент записал в кодексе норму, по которой нижняя граница обычной санкции для граждан должна быть не менее 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 руб., а для юрлиц – 100 000 руб., а "пониженный" штраф не может быть вдвое ниже этих цифр.
Запрет на бизнес
Проект Общей части нового КоАП расширяет перечень возможных административных наказаний. К возможным сегодня штрафам, лишению специального права и т. д. добавятся, в частности, исправительные работы. Она, согласно проекту, должны назначаться судом гражданину по месту его основной работы за совершение грубого правонарушения и заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от пяти до 20 % дохода. Срок такого наказания составляет от 15 дней до двух месяцев.
Есть и другие новеллы в части санкций. Одна из них – ликвидация юрлица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Эти наказания будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации. При этом в проекте КоАП оговаривается, что такую санкцию суд выбирает, если "менее строгий вид не сможет обеспечить достижение цели административного наказания".
Адвокат Святослав Пац считает такую новеллу разумной. "Возможность ликвидации юрлица по такому основанию является по сути своей мерой публично-правовой ответственности. В условиях, когда Уголовным кодексом не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, КоАП является единственным нормативным правовым актом, который может предусматривать такую меру ответственности", – говорит он. В то же время, по его мнению, остается дискуссионным вопрос о том, достаточно ли гарантий правовой защиты предоставляет КоАП юрлицу при рассмотрении вопроса о его принудительной ликвидации. Потребуется корректировка Гражданского кодекса, убежден Пац.
"Черные списки дебоширов"
Авторы документа реализовали идею парламентариев об административном запрете на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров. За грубое нарушение правил поведения на борту самолета по решению суда можно будет лишаться права летать на срок от полугода до трех лет.
Эксперт по воздушному законодательству Федеральной палаты адвокатов России Лина Тальцева позитивно воспринимает эту идею, но отмечает, что предложенные нормы выглядят недостаточно проработано в части особенностей назначения такого наказания. "Не ясно, что будет, если авиакомпания принимает на борт воздушного судна такого пассажира. Будет ли установлена какая-либо обязанность авиакомпании и агента по продаже билетов сообщать в органы МВД о попытке пассажира приобрести билет на рейс, несмотря на наличие административного запрета?" – высказывает свои сомнения Тальцева. Она отмечает, что пока неясно, каким образом будет налажен контроль за исполнением такого наказания: будет ли создан реестр лиц, которым запрещено пользоваться услугами воздушных перевозчиков, кто будет ответственным за его ведение.
Действующий КоАП предусматривает возможность запретить человеку посещать спортивные мероприятия от двух месяцев до семи лет, если он нарушил правила поведения зрителей. Эта норму авторы проекта нового КоАП собираются не только включить в свой кодекс, но и расширить сферу применения подобной санкции. Они предусмотрели возможность установления такого же ограничения на срок от трех месяцев до года и для участников массовых мероприятий. "Запрет на посещение публичных мероприятий состоит во временном запрете гражданину на участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании", – говорится в документе. Такое наказание суд может выбрать за грубое нарушение законодательства о митингах. Кроме того, из документа следует, что за распитие алкогольных напитков и мелкое хулиганство в общественных местах можно будет лишиться права появляться там.
Страховка от будущих изменений
Попытались разработчики документа обезопасить свое творение от возможных корректив. Предлагается установить правило, что менять КоАП можно будет только специальными законами о его корректировке. Для этого в проекте Общей части записывается, что предложения об изменении кодекса "не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих, отменяющих, признающих утратившими силу другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования".