В Госдуму внесен законопроект об оперразработке судей

Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в действующее законодательство, которые должны регламентировать порядок принятия решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей. По таким делам, как и раньше, допустимо будет изменение территориальной подсудности, если у оперативников есть "обоснованные опасения" относительно возможности утечки информации, однако оно должно будет производиться обязательно с санкции Верховного Суда РФ.

Минюст в сентябре прошлого года разработал проект поправок в законы "О статусе судей в Российской Федерации" и "Об оперативно-розыскной деятельности". Поводом для этого послужило решение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. № 12-П по делу бывшего судьи Ворошиловского райсуда Ростова-на-Дону Игоря Аносова, который жаловался на то, что санкция на проведение в отношении него оперативно-розыскных мероприятий была принята судом соседнего региона —  Краснодарским краевым судом, а не Ростовским областным. В свою очередь оперативники мотивировали свои действия тем, что у судьи имеются обширные связи в судебных органах Ростовской области, где он работает длительное время, а потому обращение в ростовский суд могло привести к нарушению режима секретности. Судьи  КС РФ согласились с тем, что опасения оперативников были обоснованными. "Соблюдение секретности требуется и при получении судебного разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в связи с проверкой информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления", — говорится в постановлении КС, однако он при этом указал, что изменение подсудности должно производиться с санкции Верховного Суда, а ростовские милиционеры обратились напрямую в Краснодарский краевой суд.

В этой связи Минюст предложил пункт 7 статьи 16 закона "О статусе судей РФ" дополнить нормой, согласно которой "территориальная подсудность уголовных дел и материалов, по которым будут осуществляться следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи, связанные с ограничением его конституционных прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и законом об оперативно-розыскной деятельности". В свою очередь в статье 9 закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается указать, что "при наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судей, материалы могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд". Такая передача возможна будет только "на основании решения председателя Верховного Суда РФ или его заместителя". В статью также предлагается ввести нормы о том, что "уполномоченный судья должен незамедлительно рассмотреть материалы единолично", и что он "не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления".

В феврале 2012 года Правительство РФ одобрило предлагаемые изменения и приняло решение внести документ на рассмотрение Госдумы, согласившись с доводами Минюста о том, что "в российском законодательстве не установлен механизм изменения подсудности рассмотрения вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи". В минувшую субботу проект закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" поступил в нижнюю палату парламента на рассмотрение.