В связи с исполнением задания Заместителя Председателя Верховного суда Российской Федерации Петровой Т.А., а также Заместителя председателя Шестого кассационного суда Габдуллина Р.Г. мировым судьей судебного участка № 1 Адамовского района Оренбургской области изучена практика применения Федерального закона от 30.12.2021 года № 479-ФЗ «О внесение изменений в статью 5.35.1 КОАП РФ»

Целью настоящего изучения судебной практики является анализ соблюдения мировым судьей законодательства при рассмотрении дел указанной категории, формирование единообразной судебной практики, что должно способствовать повышению качества отправления правосудия.

Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 мая 2015 года указал, что право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка.

Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы содержания несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), которым закреплено право каждого ребенка на заботу и получение содержания от своих родителей (статьи 54, 60), а также установлена корреспондирующая этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (статья 80) и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей (статья 85 СК РФ).

Статьей 80 СК РФ установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

Указанная норма введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» и вступила в силу с 15.07.2016 и Федеральным законом от 30.12.2021 года № 479-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.35.1 КоАП РФ»

До этой даты административная ответственность за соответствующее деяние не была установлена.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 4 (2016) в ответе на вопрос 5 разъяснил, что ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года, предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей.

С 15 июля 2016 года установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Новое правовое регулирование направлено на уточнение диспозиции ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), ранее (до 15 июля 2016 года) охватывающей в том числе бездействие, связанное с систематическим уклонением от уплаты средств на содержание детей. При этом введение административной ответственности за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, и ее разграничение с уголовной ответственностью осуществлено с сохранением уголовно-правовой защиты имущественных интересов детей и, следовательно, не может рассматриваться как ослабление мер правовой ответственности лиц, виновных в неуплате средств на содержание таких детей, а также не должно приводить к уклонению от ответственности виновных лиц.

Действие административного закона во времени регулируется ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей.

Таким образом, в случае, если исполнительное производство возбуждено до 15 июля 2016 года, и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, то такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Согласно статистическим данным мировым судьей судебного участка № 1 Адамовского района Оренбургской области за 6 месяцев 2022 года рассмотрено 11 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Привлечено к административной ответственности по указанной категории дел 11 лиц, из них 5 женщин, 6 мужчин, все лица подвергнуты административному наказанию в виде обязательных работ.

Анализ данной категории дел свидетельствует, что у мирового судьи в основном не возникало сложностей с применением ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ во времени.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, является физическое лицо - родитель несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (специальный субъект), совершивший данное правонарушение.

Субъективная сторона выражается в форме умысла.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии, направленном на нарушение или невыполнение норм семейного законодательства, а именно неуплате родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста.

Анализ объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, свидетельствует о том, что ее обязательными элементами являются:

- наличие решения суда или нотариально удостоверенного соглашения о взыскании алиментов;

- неуплата родителем алиментов на содержание несовершеннолетних либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста;

- период неуплаты алиментов, который составляет 2 месяца и более со дня возбуждения исполнительного производства;

- отсутствие уважительных причин неуплаты алиментов;

- отсутствие признаков, указывающих на наличие в деянии лица признаков уголовно наказуемого деяния.

Сложился единообразный подход к доказыванию факта неуплаты родителем алиментов на содержание детей, а также периода неуплаты алиментов, который должен составлять 2 месяца и более со дня возбуждения исполнительного производства.

Установление данных обстоятельств не вызывает у судьи сложностей, они подтверждаются постановлением о возбуждении исполнительного производства, вступившим в силу постановлением судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, другими материалами исполнительного производства. Также в материалах дел имеются копии решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии задолженности по уплате алиментов судьей проверяются.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, как указано ранее, может наступить только при отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов, поэтому установление причин неуплаты алиментов в нарушение решения суда относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по каждому делу об административном правонарушении.

При оценке причин неуплаты алиментов судьей принимается во внимание и нормы СК РФ.

Статьей 114 СК РФ предусмотрены основания для освобождения от уплаты задолженности алиментов.

Так, суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам, и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам.

С учетом требований статьи 80 СК РФ судья обоснованно не признает в качестве уважительных причин неуплаты алиментов отсутствие у родителя работы, постоянного заработка, средств для уплаты алиментов, наличие других детей, находящихся на их содержании, что следует признать правильным.

Так, постановлением мирового судьи С. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

В судебном заседании С. в качестве причины неуплаты алиментов указала, что она не работает и не может найти работу.

Рассматривая доводы С. относительно причин, по которым в период времени с (дата) по (дата) она не выплачивала алименты по решению суда на содержание несовершеннолетних детей, мировой судья их признала не состоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих, что в указанный период у С. отсутствовала возможность для неуплаты алиментов, представлено не было, в службу занятости не обращалась.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, выводы судьи о фактических обстоятельствах, образующих объективную сторону административного правонарушения, о лице, в отношении которого возбуждено дело, а также о мотивах, обосновывающих вид и размер назначаемого наказания, должны базироваться на допустимых, достоверных и достаточных доказательствах.

Подход мирового судьи к определению предела доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1КоАП, соответствует требованиям ст. 26.11 КоАП РФ (относимость, допустимость и достаточность доказательств).

Так, мировым судьей виновность лица в совершении административного правонарушения обосновывает следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении;

- копией решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка;

- копией исполнительного листа, постановлением о возбуждении исполнительного производства;

- постановлением судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам;

- объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности;

- требованиями о явке к судебному приставу-исполнителю;

- предупреждением об административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ и уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ.

Статьи 24.1 и 26.1 КоАП РФ обязывают судью на основании доказательств устанавливать обстоятельства, влияющие на вид и размер назначаемого правонарушителю административного наказания.

Санкция ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде обязательных работ на срок до ста пятидесяти часов либо административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

Обобщение судебной практики показало, что в подавляющем большинстве случаев по делам об административном правонарушении было назначено административное наказание в виде обязательных работ. Представляется, что такой вид административного наказания наиболее соответствует целям административного наказания по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

При определении вида наказания мировой судья учитывал требования ст. 3.13 КоАП РФ, в соответствии с которыми обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск Национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В ст. 25.2 КоАП РФ определены права потерпевшего по делу об административном правонарушении, в соответствии с которой потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Анализ изученных дел показал, что мировой судья не допускал нарушение условий, необходимых для реализации конституционного права на судебную защиту всех участников производства по делам об административных правонарушениях.

При этом необходимо учитывать, что участие потерпевшего в рассмотрении дела является его правом, а не обязанностью, поэтому неявка потерпевшего, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению дела. В каждом деле об административном правонарушении от потерпевшего имелись заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Также необходимо отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, не предусматривает в качестве обязательного элемента его состава наличие заявления потерпевшего о привлечении должника к административной ответственности.

Заключение

Анализ судебной практики показал, что мировым судьей соблюдаются требования действующего законодательства, подлежащего применению при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Требования ч. 4 ст. 29.6, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ мировым судьей соблюдаются в полной мере, все дела рассмотрены в присутствии лиц, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении, в установленные законом сроки, необоснованных отложений рассмотрения дел не имеется.

Помощник судьи Марущак А.И.